Пока под влиянием баталий вокруг Тузлы и описанных выше российских неприятностей тихо умирает идея-фикс — идея ЕЭП, в Женеве заседает рабочая группа по вопросам вступления Украины к Мировой организации торговли. В том Сотые украинскую делегацию сначала почесали за ушком: мол, есть прогресс в приведении отечественного законодательства к международным нормам и правил поведения. Затем, как водится, немного стукнули по носу: мол, не вовремя информирует Украина об изменениях в своем законодательстве и о новых законах, регулирующих торговый режим. Пойди пойми тех СОТівців...По крайней мере процесс идет, хотя надеяться на декларируемый вступление Украины в ВТО в 2003 (а также в 2004, 2005, 2006) году не стоит.
На что же нам надеяться? И, конечно, на родное правительство. Если ему, любому имеющемуся правительству удастся не завалить основные экономические показатели, Всемирный банк готов помочь Украине. Причем (теоретически) в объеме 2,4 млрд. долларов. На эту сумму может быть кредитоване реформирования аграрной и энергетической отраслей и даже социалки. Почему ваша автор осторожно назвала такую возможность теоретической? Да потому, что, во-первых, для получения кредитов на реформирование нужно как минимум начать хоть что-то реформировать.Во-вторых, для начала правительство должно, например, решить вопрос с приватизацией облэнерго, ликвидировать задолженность государства по НДС, резко сократить налоговые льготы, законодательно защитить интеллектуальную собственность... Ну и где вы такое правительство видели?
Вот хоть возьмем реформирование энергетики, которое, между нами говоря, приватизацией облэнерго не ограничивается. Ведь есть в той же энергетике угольную отрасль, на которую Мировой банк, между прочим, уже давал кредиты, а добыча угля на большинстве государственных шахт как был убыточным, так и остался, как дотувався из бюджетного кармана, так и дотируется. И Премьер наш Янукович поручает увеличить бюджетное финансирование отрасли в 2004 году почти на 20 процентов. А только заборогованість шахтерам по заработной плате составляет больше миллиарда гривен — из года в год.И есть стойкое подозрение, что ожидать улучшения ситуации в найбличі два года не приходится.
Если уж коснулись энергетики, то нельзя не отметить: после российских «тузло-юкосівських» аттракционов уменьшилась угроза реверсного использования нефтепровода «Одесса—Броды» (соответственно, увеличилась привлекательность Украины и заинтересованность в ней со стороны европейских потребителей нефти).ТНК — главный российский лоббист реверса — будто вновь отозвала свое предложение. С одной стороны, эта компания недовольна решением украинской стороны о проведении дополнительного анализа экономической целесообразности использования нефтепровода в обратном режиме.С другой — на российском нефтяном рынке сейчас должно произойти определенное перегруппировка сил из-за событий вокруг Юкоса. ТНК сейчас немного не до усиление лоббистского давления.
Реформирование аграрной отрасли — это просто уже «вечный» вопрос. Без ответа. По крайней мере ответа не будет ни в 2003-м, ни в следующем, 2004-м, году. В качестве иллюстрации сказанного можно привести такую коллизию: на волне прошлогоднего урожая сельские хозяйства привлекли в этом году на свои нужды более 5 миллиардов гривен кредитов. А урожай взял да и не произошел: по окончательным подсчетам экспертов, в этом году зерна собрали 20,5 млн. тонн против 38,8 млн. тонн прошлого года. И урожай или неурожай, а кредиты надо возвращать, потому что следующих не дадут.Даже с учетом того, что стоимость банковских заимствований селу частично компенсируется, следующая посевная все равно будет требовать новых и новых государственных, бюджетных, расходов. То есть, как и всегда, на селе не до реформы.
Или — хит всех сезонов — очередная попытка со следующего года отменить налоговые льготы. Правительство с этим уже согласился, а парламент уже проголосовал в первом чтении закон, которым фактически отменяются льготы по уплате НДС, предоставленные по отраслевому принципу (за исключением сельской отрасли, которая будет иметь эти льготы до начала 2005 года). За счет установки такого равноправия среди налогоплательщиков можно получить дополнительные доходы бюджета, но первое чтение — это еще не последнее чтение.Впрочем никто еще не придумал способа, как увеличить поступления от налогов, не меняя налоговых ставок, кроме расширения базы налогообложения (а это, в частности, и отмена налоговых льгот). Налоговые ставки на следующий год менять уже поздно, значит, есть вероятность, что сейчас удастся избавиться от самых одиозных льготников по уплате НДС.
В запутанных отношениях власти, бизнеса и налога на добавленную стоимость льготы — не единственная и даже, осмелюсь сказать, не главная коллизия. Есть еще такая упрямая проблема, такая себе «прихоть» международных финансовых организаций (МВФ и Всемирного банка): ликвидировать задолженность государства перед теми, кто платил НДС. Поскольку этот долг уверенно приближается к 4 млрд. грн., а реальных механизмов «расплаты» что-то не видно, можно считать, что на поддержку ВБ и МВФ Украина в следующем году не надеется.
То может, придут к нам иностранные богачи-инвесторы, перекочуют в тихую украинскую гавань переполошившись Путиным российские капиталы — и не только в нефтегазовую сферу? Или в конце концов заработают на полную мощность отечественные инвестиции?