Слухи поползли Запорожьем спустя, как к проходной автозавода утром перестали торопиться тысячи работающих. Еще не утихли страсти по поводу отказа корейцев от дальнейшего участия в совместном с украинцами инвестиционном проекте, поэтому падкий на сенсации народ вспомнил предостережение скептиков: «Швейцарцы выкупили пакет акций ДЭУ? Так это же «темная лошадка»! Сбылось?..
Неожиданное затишье от 20 октября на проходной ЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод» разъяснила пресс-служба предприятия. Так, занятых в основном производстве рабочих отправлено «на перекур», однако они социально защищены — будут получать две трети месячного оклада. Официально такая передышка основной массы работающих на Зазе квалифицируют как «плановую технологический перерыв». К тому же продлится относительное затишье недолго — пока производственные мощности не будут подготовлены к массовому выпуску легковых автомобилей «Опель» и ВАЗ.В Запорожье поступило необходимое оснащение для сварки, получены первые партии оборудования из Германии (сварочные аппаратыдля производства «Опелей» монтируют на импортные металлоконструкции). Старое оборудование демонтировано, и до 15 ноября линия сборки немецких моделей должна после завершения реконструкции соответствовать евростандартам. Дело в том, что линия, которая работала до сих пор, не устраивала немецкую сторону и швейцарцев, и выпущенную, например, в сентябре партию легковых автомобилей «Опель» в количестве 231 штука будет реализовано исключительно на внутреннем рынке Украины. В перспективе ЗАЗ будет выпускать ежегодно 15 тысяч моделей «Опель-Астра».
Еще одним виновником остановки автозавода является российский ВАЗ. Акционеры запорожского предприятия намерены ежегодный выпуск моделей ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099 довести до 20 тысяч штук. Будут сходить «россиянки» в сборочном цехе с конвейера основной линии, на которой рождались «Таврии». Технический директор Заза Юрий Плечун еще летом информировал относительно украинско-российских договоренностей: серийный выпуск «Жигулей» планируется наладить текущего года. Украинская сторона взяла на себя подготовку к мелкоузловой сборки машин, сварки и покраски.
Пресс-служба ссылается на руководителей Заза, которые утверждают, что остановка производства является прогнозируемой и это не скажется на объемах реализации. Пока, мол, своих владельцев найдут выпущенные легковушки (только в сентябре производство всех моделей составило 7264 штуки), автозавод возобновит работу. По завершении реконструкции выпуск «Ланосов» составит около 60 тысяч «Таврий» и «Славут» — 25 тысяч. Плюс немецкие и российские легковушки — в производстве будет задействовано около 17,5 тысячи автомобилестроителей.
По неофициальной информации, несколько тысяч запорожцев уже подались на заработки, прежде всего в Россию. Был же период, когда «плановая непродолжительная остановка Заза набрала статуса «затяжного перекура» и десять с лишним тысяч создателей легковушек вынуждены были на стороне латать дыры в семейном бюджете. Как будет в этот раз — одному, наверное, Богу известно. «И швейцарцам», — добавляют на автозазе. Однако новый инвестор не знает, что у восточных славян нет ничего более постоянного, как временное...