Если верить Бюджетному кодексу, в первом чтении парламент должен определиться только с одной (но сложного) вопрос: принимает ли он предложения профильного — Бюджетного — комитета ВР. Если принимает, то правительство должно доработать свой проект бюджета согласно этим предложениям. Все. Далее — второе чтение, на котором, собственно, и должны быть окончательно утверждены основные цифры: доходы и расходы государства на следующий год.
Именно доходы бюджета (а точнее — налоговая база, на которой они формируются) и стали первым камнем преткновения. Нынешнее, хронически недореформированная, налоговая система не слишком нравится и правительству, и парламенту. Но по разным мотивам. «Многие проблемы мы не могли решить на основе действующей налоговой базы», — констатирует бывший глава ГНА, ныне первый вице-премьер и министр финансов Николай Азаров. «А мы, Бюджетный комитет, базируемся на реальной, текущей налоговой базе», — извещает председатель комитета Петр Порошенко.Этот диссонирующей дуэт прекрасно дополняет Нестор Шуфрич (СДПУ, понятное дело, (о)): «Мы дали правительству возможность работать с показателями, близкими к реальности. Тем более — учитывая законопроекты, которые будут стимулировать наполнение бюджета на 2004 год. Также сегодня приняты».
Теперь попробуем объяснить, о чем говорят эти уважаемые люди, когда они говорят о доходах и налоги.
Бюджетный комитет изначально считал доходы бюджета, прописанные правительством, сильно заниженным: вспомним хотя бы предложение господина Порошенко по увеличению доходной части на 6 миллиардов гривен. «В понедельник, — напоминает Петр Порошенко, — был утвержден вариант сценария увеличения доходов, предлагаемый Бюджетным комитетом».Но уже в среду, накануне голосования, Николай Азаров собрал и сплотил представителей большинства, и те выдвинули свои «сценарные предложения», по которым цифра доходов стала уже не 64 млрд., как предлагал Бюджетный комитет, а 61 млрд., — за счет сокращения финансирования Специального фонда Госбюджета и местных бюджетов. Заметьте, что мы еще не касались налоговых изменений, а «люфт» — плюс-минус три миллиарда — уже получили. На чистом энтузиазме. Так вот, 23 октября Верховная Рада одобрила «предложения Бюджетного комитета с учетом предложений лидеров девяти фракций большинства».На существующей сегодня налоговой базе, как и было сказано. Не остановившись на этом достижении, депутаты приняли (до кучи, чтобы мало не казалось) еще и третий «сценарный план».