Украинские предприятия заявили, что намерены восстановить свои позиции на рынке мостостроения. И не просто восстановить, а предложить свои услуги на экспорт. Но пока это только начало, потому что тысячи отечественных специалистов, высококлассных мостостроителей сегодня работают за рубежом, не зная о амбициозные замыслы коллег. А о масштабности замысла можно судить хотя бы по тому, что крупнейшие фирмы, которые работают в этой сфере, решили объединиться в мощную корпорацию «Укрмостобуд». Ожидается, что она охватит 90 процентов украинского мостостроения.Учредителями корпорации выступили: ОАО «Мостобуд», ассоциация автодорожних мостостроителей «Автоміст», Киевское мостостроительное управление № 2, фирма «Альпсервіс», ЗАО «Трансмост», Укрмістшляхбуд и предприятие «МАСТ-БУД». Как сообщил на пресс-конференции президент корпорации Владимир Продивус, корпорация создается для координации действий при завоевании отечественного рынка и для ведения совместной внешнеэкономической деятельности.
Правда, как выяснила «УМ», обратившись в пресс-службу Антимонопольного комитета, в этом ведомстве о намерении создать гигантскую мостобудівну корпорацию ничего не знают. Поэтому неизвестно, как будет выглядеть этот картель в свете конкурентного законодательства. Хотя как раз идея о конкурентности этого рынка, по словам основателей корпорации, и побудила их к такому шагу. Эта отрасль пережила период кризиса — на протяжении 1994-1998 годов объемы производства в отечественном мостостроении уменьшились в восемь раз.В последнее время этот рынок развивается достаточно высокими темпами, однако на него влияет ряд негативных факторов, среди которых главными считаются отсталая материально-техническая база отечественных мостостроительных предприятий и отсутствие государственной поддержки отрасли. Именно этим объясняют то, что тендеры на строительство мостов очень часто выигрывают иностранные фирмы.
Эта печальная тема усугубляется ностальгией по временам, когда отрасль имела всемирную славу. Взять, скажем, ОАО «Мостобуд». На счету этой фирмы строительство 4 тысяч мостов, в том числе шесть крупнейших в столице. В этом году предприятие возводило мосты на скоростной трассе Киев — Днепропетровск, теперь участвует в строительстве первого в Украине автобана Киев — Одесса, применяя скоростной метод возведения объекта.Не менее известное предприятие ЗАО «Трансмост», которое завоевало добрую славу благодаря своему вкладу в реконструкцию железнодорожного вокзала «Киев-пассажирский», строительству офисных комплексов и торговых центров столицы. Своя специализация у фирмы «Альпсервіс»: она осуществляет работы, применяя технику промышленного альпинизма, то есть работает на самых высоких объектах Украины. Кроме того, владеет технологиями антикоррозионной защиты бетонных сооружений.
Впрочем, как считает председатель правления корпорации «Укрмостбуд» Валерий Коротич, нынешняя армия мостостроителей ( ее численность — 20 тысяч человек) требует рынка объемом 500-600 миллионов гривен в год. В самой Украине такого объема работ не найти, поэтому возникла потребность вернуть себе прежние рынки в странах СНГ. Если эти планы усилить сверхсовременной техникой, скажем, от японской фирмы «Комацу», то украинский мостобудівний «олимп», без сомнения, может составить для иностранных фирм значительную конкуренцию.Пока же приходится считаться с реалиями: обижайся не обижайся, а капитал из Турции или Италии на правах инвестиций нередко правит бал в строительной отрасли. В частности, сооружение Подольского мостового перехода на Троещине, которое начнется, согласно решению киевского мэра, в декабре этого года, будет финансироваться турецкой фирмой. Следующими престижными проектами, в реализации которых рассчитывает участвовать корпорация, является сооружение нового моста через Днепр в Киеве и крупнейшего в Украине вантового моста в Запорожье.