— Известно, что в ОАО «Укртранснафта» произошли кадровые изменения. В августе вас уволили с должности председателя правления и назначен гендиректором человека, которая стала известна широкой публике тем, что за вашей спиной вела переговоры с ТНК. Тогда же вы обратились к Президенту Украины с заявлением. О чем в ней говорилось и было подкреплено ваш статус Специального уполномоченного после того, как обратились к главе государства?
— Я изложил свою позицию относительно использования трубопровода «Одесса—Броды». Моя позиция: нужно обеспечить его работу в обоих направлениях. Что же до моего смещения с должности председателя правления ОАО, то контракт со мной был расторгнут, а новый не заключен.
— Теперь принятие правительством окончательного решения о реверсе отсрочено до 15 января. Какие последствия будут от этого для обеих оппонирующих сторон, противостоящих друг другу?
— Проект был приторможен как раз тогда, когда стало очевидным его успешное продвижение вперед, то есть после заключения соглашения между ЕС, Польшей и Украиной в мае этого года в Брюсселе. После того правительство Украины не раз обращался к этой теме. Вопрос о направление трубопровода оказалось пробным и, если бы его решили правильно, то означало бы, что Украина способна принимать важные для себя решения вне участия России.
Хотя правительство Украины перенесло окончательное рассмотрение этого вопроса на более поздний срок, не прекращаются попытки силой можно быстрее «продавить» нужное российским нефтяным компаниям решения таким образом, чтобы просто поставить украинское правительство перед фактом, что дело осуществилась, мол, «сама собой».На днях господин Василенко сообщил, что трудовой коллектив ОАО «Укртранснафта» настаивает на том, чтобы начать перекачку нефти в направлении из Брод в Одессу. Мне очень жаль, что трудовой коллектив становится заложником борьбы отдельных группировок.Если бы не произошло изменений в правлении «Укртранснафты», то события происходили бы в другом направлении. Скажем, предполагалось, что 21 октября до терминала «Южный» придет первый танкер с легкой каспийской нефтью — и тогда бы уже в ноябре нефть пошла из Одессы в сторону Бродов.
Вынужденное ожидание январского решения правительства не способствует налаживанию отношений «Укртранснафты» с потребителями, круг которых следует расширять. А перерабатывающие заводы стремятся к стабильности в своей работе. Они должны иметь надежные контракты. Никто не хочет иметь рисков в своей работе. Если контракт будет сорван, то пострадает производство. А для подстраховки далеко не у каждого производителя есть лишние мощности. Январь как раз тот месяц, когда с контрактами в НПЗ должна быть полная ясность, тем более в отношении цен. То есть вынужденная пауза относительно выяснения позиции украинского правительства не выгодна потребителю и обещает ему лишь убытки.То почему бы не начать немедленно реализовывать оба направления перекачки нефти, чтобы в сумме получить для транспортировки четырнадцать миллионов тонн? Это реальные расчеты, но, чтобы достичь таких результатов, необходимо действовать решительно. Поддержку западных партнеров гарантированно. Тем более, если мы укрепим энергетическую безопасность Европы, то тем самым укрепим свою безопасность, потому что будут охранять наши границы и нефтяные маршруты.
Нужно выносить уроки из того, как в Европе принимают продукцию с Украины. Взять проект по созданию самолета Ан-70. Политики не создали рынка для этого произведения украинских авиаконструкторов. Не хотелось бы, чтобы подобное произошло с проектом «Одесса—Броды».