Чтобы быстрее войти в объединенную Европу, Украина решила не оставаться в стороне «от процессов» и направить в Брюссель собственных делегатов. Весной 2000 года было создано специальное Представительство Украины при Европейских Сообществах, которое возглавил Роман Шпек, набивший руку как глава агентства евроинтеграции Украины.
Замысел украинского правительства был вполне логичен. Чтобы научиться говорить с европейскими чиновниками на одном языке, нужны были люди, которые, условно говоря, завтракают с ними в одной кофейне. В этом украинские «евробюрократы» в целом достигли успехов. Они пошли даже дальше — стали ужинать с брюссельскими чиновниками в одних ресторанах, летать бизнес-классом в одних самолетах, выступать на одних конференциях.
Но далее «внедрение» работа как-то не заладилась. 16 сентября прошлого года в Праге Евросоюз отказал Украине в статусе ассоциированного члена. Нас, как и раньше, рассматривают через призму позорного мониторинга ПАСЕ, Евросоюз не признает нас страной с рыночной экономикой, европейцы голосовали за внесение Украины в «черный список» ФАТФ и (на прошлой неделе в Стокгольме) против исключения из него. Официальные европейские лица позволяют себе заявлять, что «Украина вступит в Евросоюз не ранее, чем Мексика станет 51-м штатом».
Не лучше обстоят дела и на торгово-экономическом фронте. Экспорт в Европу украинского текстиля и металла квотируется. Европейские компании арестовывают наши суда и самолеты. Однако европейцы призывают нас отменить пошлины на импорт старых автомобилей.
«А что же наше славное представительство при Европейских сообществах», — спросите вы? С момента своего создания оно ведет в Брюсселе размеренную европейскую жизнь, постепенно превратившись в турагентство по приему и размещению украинских чиновников. Соответствующие отчеты представительство шлет в Киев: обеспечено встреча делегаций, подготовлено переговоры с определенными лицами, сделаны выступления на определенных конференциях.
Правда, в единичных случаях представительство «напрягается». Происходит это, когда возникает угроза его существованию. Последняя оказия произошла 3 октября, когда за разъяснениями о судьбе нефтепровода «Одесса—Броды» до представительства обратились два чиновники Еврокомиссии — Ф. Бенсарса и Й. Баур.