ИНСПЕКЦИЯ ДЛЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Надзор за творческим гением человечества, оказывается, никогда не бывает лишним. Чем больше появляется причудливых, фантастических сооружений, изобретательных решений в строительстве промышленных объектов, тем более изощренным становится контроль за их безопасной эксплуатацией. Те, кто «лечит» опасные объекты гражданского и промышленного назначения, пока что не объединились в свою отдельную гильдию (речь идет о специалистах, которые изучают угрозы техногенных аварий и катастроф). Однако их ситуативное объединение все-таки произошло — во время заседания СНБО Украины.Рассматривался вопрос ресурса и безопасности эксплуатации конструкций, сооружений и машин, после чего был создан научно-координационный и экспертный совет с соответствующим названием.

Совет возглавил президент Национальной академии наук Борис Патон. Этот компетентный орган опирается на исследования, которые проводят Институт электросварки имени Патона, Физико-механический институт имени Карпенко (Львов), Институт проблем прочности имени Писаренко, Государственный транспортный университет и ОАО УкрДНДІ «Проектстальконструкция». Программа-максимум — создать научно-техническую программу «Ресурс», в которой учесть состояние конструкций и сооружений основных отраслей хозяйства в Украине и определить меры, направленные на предотвращение аварий и катастроф.Программа-минимум — работа над проблемами коммунально-жилищного хозяйства в упомянутом контексте.

Потенциально опасных объектов много, причем к ним относятся сугубо мирные сооружения, как, например, обычная теплоэлектроцентраль. То есть нам предстоит привыкнуть к тому, что достояние цивилизации вместе с комфортом, который предоставляют, несут также и опасность. Ученые Национальной академии наук не исключают обрушения мостов и разрушения подземных коммуникаций в Украине в связи со старением этих сооружений и окончанием срока их эксплуатации. Об этом журналистам сообщили представители упомянутых научных учреждений во время заседания пресс-клуба Академии наук Украины.В частности, академик Леонид Лобанів сообщил, что в Украине закончился срок эксплуатации от 20 до 80 процентов металлических и железобетонных конструкций. В частности, требуют ремонта 18 тысяч мостов и 800 миллионов квадратных метров жилья. С 52,7 тысячи канализационных сетей 8,6 тысячи полностью изношены. Академия наук считает необходимым полностью исследовать состояние газопроводов и нефтепроводов, но для этого необходимо дополнительное финансирование. В Украине 35 тысяч метров нефтепроводов и 4,5 тысячи метров газопроводов.Академия наук считает необходимым исследовать их состояние, но для этого необходимо дополнительное финансирование.

Много построек, которые возводит человек, — это линейные объекты. Поэтому стоит лишь одной цепочке дать сбой, как все сооружение выходит из строя, что иногда может привести к техногенной катастрофе. Украинские ученые разработали ряд методик для того, чтобы держать под контролем потенциально опасные объекты. Созданы, в частности, систему непрерывного мониторинга атомных реакторов, а также методику расчета уровня предельных дефектов трубопроводов. Тема более чем актуальная для Украины. Особенно если взять во внимание срок эксплуатации энергоблоков АЭС.По прогнозам ученых, Украина следующего десятилетия, скорее всего, не будет атомной энергетики. Время «икс», когда это произойдет, можно вычислить с точностью до года. В 2012 году заканчивается срок эксплуатации энергоблоков Ровенской АЭС, а затем и других станций. Металла, как и человеку, свойственно «уставать», тем более в зоне высокой радиации. Однако ресурс эксплуатации энергоблоков можно продлить,как это сделать, знают в Институте проблем прочности и в Институте сварки.

Так же существуют способы диагностирования повреждений в трубопроводах, учитывая то, что в них давление составляет 75 атмосфер и они страдают от коррозии и трещин. Ноу-хау предлагает Физико-механический институт — обрабатывать сварные швы ультразвуком. Кстати, это научное заведение — единственное, что смог разработать региональную программу, направленную на предотвращение техногенных аварий и катастроф. Пожалуй, львовская власть не требовала дополнительных аргументов для создания такого документа, поскольку по территории области проходит достаточно много магистралей, по которым транспортируют нефть и газ.Ученые настаивают: существует угроза функционированию базовых отраслей экономики, и поэтому необходимо создать соответствующую государственную программу технологической безопасности.

Академики не сидят без работы. Они даже обижаются, когда о них говорят, будто в нашей стране наука не способна себя проявить на практике. В Украине есть несколько предприятий, на которых благодаря разработкам ученых произошли коренные изменения. Скажем, в том же Львове в локомотивном депо после соответствующей диагностики ресурс тепловозов увеличили на 15 лет. На Нижнеднепровском заводе смогли продлить срок эксплуатации огромного пресса, который штампует колеса для железнодорожных вагонов. На Одесском припортовом заводе по предложению ученых установили резервуары оригинальной формы.А в столичном метро после изучения слабых мест уделили внимание надежности работы тележек.

Ученые считают несерьезной дискуссию о том, что эпоха металла уходит в прошлое. Сталь, как и ранее, остается «примадонной» современного материаловедения. Идет к тому, что во всем мире ежегодно виплавлятимуть до миллиарда тонн стали. Сейчас лидером в этой отрасли является Китай, а раньше таким считался СССР. Впрочем, с того времени уже не раз пришлось пересматривать свои представления о былую мощь его стальных мышц. Дело в том, что лишь 3 процента той стратегической продукции имели антикоррозионную защиту, тогда как в западных странах этот процент достигал 60 и более.Поэтому уже через несколько лет стальные монстры эпохи СССР подтачивала ржавчина. Необходимо провести паспортизацию опасных металлоконструкций. Проблема эта будет актуальна до тех пор, пока мы будем продолжать пользоваться сооружениями, возведенными не только во времена «развитого социализма», но и еще более старыми. Скажем, моста Патона в Киеве вскоре исполнится пятьдесят лет. Да и другие требуют ухода. Впрочем «инспекции мостов» нуждается вся страна, утверждают академики.

Copyright © . All Rights Reserved