Извечная проблема украинской нафтово-бензиновой зависимости потихоньку «рассасывается» — пока в столичных «кулуарах» продолжаются политические дебаты, «на местах» ищут конкретные ответы на топливный вопрос. Кроме наращивания уже существующих мощностей для перевалки нефтепродуктов с суши на море, в Украине активно строят новые нефтетерминалы. Один из таких в ближайшее время заработает в Ильичевске, Одесской области.
Большой кусок территории в Ильичевском морском порту, на котором размещался песочный состав, до сих пор считался абсолютно бесперспективным. «Когда встал вопрос о строительстве комплекса по перевалке нефтяных ресурсов, — вспоминает мэр города Валерий Хмельнюк, — тех, кто воспринял эту идею серьезно, оказалось немного. Слишком низкие глубины этой части порта, как, впрочем, и традиции хозяйствования, вряд ли соответствовали требованиям такого менеджмента высокотехнологичного бизнеса».
Собственно, проект строительства нефтяного терминала появился уже давно. Однако для его реализации не хватало инвестора, способного не только вложить в дело около 25 млн. долларов, но и обеспечить стабильную работу комплекса в дальнейшем. Инвесторов привлек известный отечественный нефтетрейдер — компания «Инфокс». Свою непосредственную заинтересованность в проекте проявила и местная власть. Инвесторы предложили мэрии новый для Украины вид сотрудничества — стать владельцем пакета акций нового предприятия, а следовательно, получать в дальнейшем дополнительные бюджетные отчисления.Если к этому добавить еще и возможность обустроить ранее безнадежные территории и открыть новые рабочие места, то плюсы от такого сотрудничества вполне очевидны.
Обоюдная заинтересованность сторон сказалась на темпах реализации проекта. Строительство, начатое только в апреле нынешнего года, уже находится в стадии завершения, что является рекордным сроком для подобных сооружений.
Уникальным Ильичевский топливный терминал будет и в другом плане: в отличие от многих аналогичных объектов, он строился с учетом фактора «сезонности» украинских нефтеперерабатывающих заводов. Известно, что с окончанием отопительного сезона в Украине резко падает потребление мазута. Уже сейчас эксперты указывают, что производство и потребление этого вида топлива в Украине существенно различается, и единственным способом «разгрузить» НПЗ от излишков, накопившихся, становится его перевалка на экспорт. Подобная ситуация возникает и с дизельным топливом, потребности в котором в разные времена года разные.Поэтому новый комплекс может транспортировать широкую гамму продуктов — несколько марок бензина, мазут и дизельное топливо.
В пользу универсальности комплекса служат и географические особенности Ильичевского порта — он соединен с морем подходным каналом. Благодаря этому здесь практически не бывает сильных штормов, и танкеры можно принимать круглый год.
«Сегодня Ильичевский нефтетерминал — это мощный современный комплекс, имеет собственные подъездные пути, эстакаду, рассчитанную на одновременный прием до 30 вагоноцистерн, три автономных источника электропитания», — говорит председатель правления ЗАО «Ильичевский топливный терминал» Анатолий Сомиков.
Новый комплекс способен обеспечить нагрузку на уровне 3 тыс. тонн в час (этого вполне достаточно, чтобы за день скачать 40-тысячный танкер). В целом мощности Ильичевского топливного терминала рассчитаны на перевалку 4,8 млн. тонн нефтепродуктов ежегодно.
Несмотря на то, что строительство еще не завершилось, руководство комплекса задумывается о его будущем, а именно — о загрузке производственных мощностей. Очевидно, главным поставщиком продуктов на перевалку будет сама компания «Инфокс», которая и започатковувала проект. Впрочем интерес к нему демонстрируют как минимум еще несколько известных украинских и российских структур. По словам Анатолия Сомикова, уже обсуждались возможности сотрудничества терминала с Кременчугским НПЗ, также ведут переговоры с российскими ТНК и «Роснефтью».